Молодёжный палаточный лагерь "Подмоклово-2016"

Статья Веры Воронежской в газете "Пущинская среда" о молодежном палаточном лагере в Подмоклово:

На туристический карте Подмосковья появилась новая точка: уникальный памятник русский архитектуры храм Рождества Богородицы в с. Подмоклове. Ещё недавно двери храма открывались лишь по воскресеньям и по большим праздникам для немногочисленных местных жителей, и вот это место зажило новой жизнью: после реставрации, законченной осенью 2015 года, богослужения возобновились и проходят теперь регулярно, все чаще сюда приезжают паломники и туристы на экскурсии, вокруг храма постоянно проходят концерты различных форматов. Только что, 24 и 31 июля, здесь прошли фестивали барочной и фольклорной музыки. За два дня Подмоклово посетило около тысячи людей.

Такое масштабное событие не могло обойтись без серьезной подготовки, ещё в начале лета территория храма была загрязнена строительным мусором, оставшимся после реставрационных работ, вокруг росла высокая трава, сухие деревья. К счастью, получив грант на конкурсе "Православная инициатива" на проведение молодёжно-трудового палаточного лагеря по подготовке фестивалей весь объём работы смог осуществиться с помощью молодых прихожан храма Михаила Архангела г. Пущино. Смысл такого лагеря состоял в том, что молодые люди не только готовили площадку как волонтеры, но и культурно просвещались за счёт самих концертов, предварительных лекций, бесед и экскурсий. Ребята пропитывались духом этого места и музыкой фестивалей. Каждый вечер вокруг костра все жители палаточного лагеря разговаривали на тему веры и творчества в современном мире: в чем суть Христианства, как избежать формализма в вере, что такое любовь, как понимать современное искусство, говорили о таких фигурах как Пушкин, Моцарт, Бах, прп. Андрей Рублев, Умберто Эко, Шмелев, Достоевский, рассматривая творчество великих людей как задание от Бога. Часто беседы были завершающей частью вечернего киноклуба. В один из вечеров Подмоклово посетил профессор Московской консерватории Иван Глебович Соколов. Лекция про символику музыки барокко была не только информативна, но и наполнила стены сельского клуба прекрасными звуками произведений И. С. Баха, И. Кунау и др., исполненными самим лектором на старом фортепиано. Конечно же основная цель этой встречи заключалась в том, чтоб научить слушать классическую музыку и подготовить неопытных людей к восприятию на фестивале барочных музыкальных произведений, что в результате было не сложно, учитывая горячий темперамент молодых музыкантов, студентов и выпускников Московской консерватории. На протяжении смены палаточного лагеря, участники лагеря выезжали на экскурсию в дом-музей Поленова. Об истории и символике храма в Подмоклово им рассказал настоятель храма и один из организаторов лагеря о. Дионисий Крюков, впрочем, почти все беседы проводил тоже он.

Но культурная часть занимала меньшую часть дня: с самого утра, после утренней молитвы и завтрака ребята приступали к работе. Молодые люди косили траву, рубили сухие деревья, распиливали их на брёвна под лавки, собирали мусор, мостили дорожки. Девушки тем временем собирали, сушили сено, набивали им огромные холщовые мешки, предназначенные для сидения на траве, мыли окна в храме, помогали в полевой кухне, собирали иван-чай в поле для продажи, и конечно же готовили сувенирную продукцию для фестивалей. Под руководством Филиппа и Оксаны Маяковых, они изготовили платки с оригинальными набивными принтами, керамические значки и магниты с изображением храма. Основной костяк трудовой смены составляла студенческая молодежь, после сдачи сессии девушки и юноши решили потрудится с пользой и для храма, и для своей души. Но были и школьники, решившие не отставать от старших друзей. Руководили и помогали в труде подросткам родители, старший наставник и друг Антон Кабанов (он же официальный директор лагеря). Без матушки Татьяны ни одно начинание не дошло бы до конца, накормить, закупить материалов под сувенирную продукцию, с наступлением темноты остановить заработавшихся: все контролировала она и отец Дионисий, который не только начинал молитвы и беседовал на евангельские темы, но и валил деревья вместе со всеми, не обращая внимание на непогоду.

Постоянным музыкальным фоном были прекрасно вливающиеся в сельский ландшафт песни гостей из Казани, девушек из фольклорного ансамбля "Оберег". В конце смены, поменяв рабочие одежды на фольклорные сарафаны, они выступили на фестивале, заставив плясать не только детей, но и взрослых. Конечно, сама музыка произвела большое впечатление на всех и также не оставила равнодушными и самих хозяев – трудовую молодежь. По словам организаторов этих фестивалей, цель таких концертов - вернуть музыку в привычную для неё среду и приблизить её к восприятию самого неподготовленного слушателя. Дело в том, что практика исполнения музыки в концертных залах - достаточно новая, в эпоху Барокко музыка могла звучать везде, где жили люди, площадкой для её звучания мог служить не только дворец, но и природа, к традиционному народному искусству это применимо в ещё большей мере. Здесь следовало бы ответить на часто задаваемый вопрос: почему барокко и фольклор вместе? Концерты И.С. Баха, Ж.-Ф. Рамо звучащие под аркадой барочного храма не вызывают сомнения, эта музыка, современная создателям храма, могла здесь звучать и в далеком XVIII веке, а вот фольклор... Но церковь ещё до революции была приходской, она была центром крупного по меркам того времени села, поэтому традиционная русская музыка здесь звучала всегда, она органически присуща этому месту и стала как бы частью самой природы. К тому же, ещё за сто лет до эпохи Барокко этих граней между народным и академическим светским искусством просто не существовало.

Последний день лагеря, совпавший с закрытием фестиваля фольклорной музыки, был особенно запоминающимся. С шести до девяти вечера один за другим выступали фольклорные коллективы, завершающий концерт ансамбль "Веретёнце" закрутил всех слушающих в хороводах и народных играх на поле перед сценой. Тем временем уже поспевала уха в казане, приготовленная прихожанами храма, огромный костёр освещал лица танцующих. Но несмотря на то, что в этот день гулять разрешили допоздна, в десять все собрались на последнюю вечернюю молитву. Чтение по очереди и пение вместе молитв, звездное небо в окнах церкви, ночные звуки сверчков через открытые двери все это останется в воспоминаниях. После молитвы лагерь уснул не скоро, звуки народных песен ещё долго разносились над подмокловскими землями.

ФОТОАЛЬБОМ

 

Фото Ивана Фомина, Дарины Федоровой-Землянской

и др. участников группы Концерты и фестивали в Подмоклово